Что такое подкаст?

Подкаст – это аудиозапись (реже – видео), близкая по стилю радиоэфиру. Главное отличие состоит в том, что подкаст, как и музыка в приложениях, не передаются в прямом эфире, и их можно слушать, когда удобно.
В интернете существует достаточное количество платформ для публикации подкастов. Да и на своем сайте любая компания может разместить подкаст и сделать его прослушивание удобным пользователю.

В подкастах чаще всего несколько человек обсуждают насущные проблемы и вопросы, готовясь заранее к записи. Еще есть авторские подкасты-монологи. Есть подкасты-интервью. А некоторые записи – это диджейские сеты с необычной музыкой.

Казалось бы, такой удобный формат должен пользоваться бешеной популярностью. Однако нет. Исследования показывают, что количество людей, которые слушают подкасты в России, чрезвычайно мало относительно такой же аудитории в США и Европе.

Почему?

Во-первых, как показал опрос «Ведомостей», пользователи ощущают дефицит качественных подкастов на русском языке. Отсутствие качественного контента, пожалуй, главная для многих проблема.

Во-вторых, многие люди просто не имеют привычки слушать в дороге или во время отдыха чужие разговоры на сложные и важные темы. На сложные и важные темы удобнее найти видео, так как визуальный ряд больше привлекает внимание и намного проще сосредоточиться. А прослушивая что-то, большинство людей предпочитает расслабляться вместе с музыкой.

Острее всего проблемы подкастов и их аудитории ощущались пару лет назад. Сейчас этот рынок стремительно меняется.

Исследовательская компания Brand Analytics изучила 2,1 млрд русскоязычных подкастов и записей о них во «ВКонтакте», «Одноклассниках», Twitter, Facebook, Instagram и YouTube в период с 15 августа по 15 сентября 2019 года. И вот, что они установили.
Кто слушает подкасты и о чём Brand Analytics выяснили, что 64% слушателей подкастов — это молодые люди до 35 лет. Причем женщины слушают записи чуть реже, их доля в аудитории составляет 45%.

Самой популярной и прослушиваемой темой подкастов стал спорт. Но между спортом и передачами про музыку и литературу – совсем небольшой отрыв. 

Где и когда слушают?

Чаще всего россияне слушают подкасты в дороге — за рулём или в общественном транспорте. Кроме того, подкасты сопровождают людей во время прогулок, работы по дому или отдыха. 

Наиболее популярными платформами, на которых слушают подкаты, стали YouTube — видеохостинг, который предлагает и прослушивание записей с выключенным экраном, SoundCloud, Apple Podcasts и подкаст-платформа «ВКонтакте».

Перспективы подкастов в России

По сравнению с 2018 годом аудитория подкастов выросла в 4 раза. Если в 2018 году только 31 тысяча пользователей активно писала о том, что они слушают подкасты, и делилась этим с друзьями, то в 2019 году их количество достигло 124 тысяч. 

И теперь авторские подкасты могут успешно монетизироваться за счет рекламных вставок и нативной рекламы во время самой записи. А крупные компании типа «Яндекса» и «Вконтакте» создают собственные платформы подкастинга.

Консалтинговая компания PwC прогнозирует, что российский сегмент будет расти со среднегодовыми темпами почти в 40% и достигнет $133 млн к 2023 году.

Как стать популярным автором подкастов?

Для этого важно уделить должное внимание двум составляющим: содержанию и оформлению. Подробно разбираемся дальше!

Для начала ответьте на несколько вопросов:
  • Что ты делаешь? Это будет авторский подкаст-монолог, спектакль, дискуссия или интервью?
  • Как ты это делаешь? Какие технические средства для записи и монтажа у вас есть? Как привлекать спикеров?
  • Для кого? Сформируй четкий портрет вашей целевой аудитории.
  • Какой ценой? Готов ли ты ради подкаста не спать ночами, работать по выходным или взбираться на Эверест?
  • Зачем? Какое сообщение ты хочешь донести до слушателя? Что ты хочешь изменить своим подкастом? О чем важном и интересном ты будешь рассказывать?
Если на эти вопросы ты дал себе четкие и уверенные ответы, то переходи к планированию и организации записи.
Этапы:
  1. Бенчмаркинг. Выясни, что происходит на рынке подкастов в той нише, которую ты себе определил. И подумай, что уникального ты предложишь пользователям.
  2. Команда. Ни один опытный автор подкастов не советует работать в одиночку. Только на первый взгляд кажется, что делать подкасты просто. Тебе будут полезны и звукооператоры, и редакторы, и авторы, и музыканты, и специалистов из разных отраслей знания.
  3. Техника. Как записывать? Дома или в студии? В какой программе сводить звук?
  4. Планирование выпуска. Процесс схож с написанием статьи. Нужно разобраться в теме, выявить дискуссионный вопрос для обсуждения и узнать различные точки зрения на эту проблему.
  5. Пост-продакшн. Очень важно вести архив записей и иметь четкое представление о том, что, когда и где ты говорил. И то же самое с публикациями на разных платформах.
  6. Распространение. Ни один самый классный и уникальный продукт не будет популярен, если о нем никто не узнает. Придется вложиться в рекламу, продумать обложку, название и аннотацию.
  7. Всегда помни, что если ты пишешь подкаст не только для близких друзей или для себя, то первая мысль должна быть о твоих будущих слушателях. Только поняв, что они хотят услышать и как ты удовлетворишь эту информационную потребность, ты сможешь стать известным и авторитетным автором.